С какого возраста нужно говорить с детьми о профессиях? Что делать, если к 10 классу ребенок еще не решил, кем хочет стать? Специально для «Поступи Онлайн» на эти вопросы ответила Алена Михалева — HR, карьерный консультант и психолог.
Часто, задавая родителям старшеклассников вопрос о том, проводится ли у них профориентация, можно получить ответ: «Да, конечно, в класс приходили... Прошел тест, по результатам сын будет менеджером (юристом, агрономом, космонавтом». Я спрашиваю: «Тест — и все?». «Да, — отвечают, — а что же, еще?»
Давайте сразу договоримся о терминологии. Профориентация — это не тесты. Или, если быть точным, не только тесты. Профориентация — это комплекс мероприятий, который состоит из профдиагностики (те самые тесты) и профинформации (знакомство с миром профессий, функционалом в каждой из них, востребованности на рынке труда, вузах).
Есть еще один важный момент, хотя пока его редко проводят. Это консультирование. Рассказ о том, как интересы, ценности и черты характера отражаются в профессиональной деятельности, как они влияют на успешность карьеры, помогают расти и или тормозят развитие в профессии. .
Но в девяти случаях из 10, все заканчивается профдиагностикой. К сожалению, нашим детям никто не дает информацию о профессиональном мире — ни родители, ни учителя в школе. Сами же они не могут ее найти потому, что не знают, как.
В школе больше девяти лет изучают законы и закономерности размещения и взаимодействия территорий и объектов на географии, живых существ — на биологии. А на истории рассматривают мировоззрение и социальные связи человека. Но дети не изучают правила выстраивания жизни, не размышляют, как и по какому пути идти, в какую сторону смотреть. Вот и получается, что предметных знаний много, но как этим пользоваться, как это применить и для чего это нужно, им не понятно.
Как же помочь школьникам? Кто должен знакомить ребенка с миром профессий? И в каком возрасте нужно начинать это делать?
Конечно, самыми первыми будут близкие для них люди — родители. Именно они начинают задавать вопросы о том, чем ему интересно заниматься, какие задачи решать, с кем и как взаимодействовать. Что получается лучше всего, а что пока не получается, но очень бы хотелось бы, чтобы получилось?
Все эти вопросы мы задаем детям не в привязке к профессии, а в привязке к деятельности. И нам отвечают: «Больше всего нравится рисовать (фотографировать, лепить, конструировать)». Говорят, что хочется «научиться монтировать видео и вести блог».
Кажется, что все просто, но не спешите лепить на ребенка ярлык профессиональной сферы медиа. Наблюдайте, исследуйте, задавайте вопросы. И ждите ответов. Не отвечайте сами, не подсказывайте «правильные» варианты (с вашей точки зрения). Пусть ребенок сам ищет ответы, а вы просто будьте рядом и задавайте правильные вопросы.
Если не знаете с чего начать разговор, предложите ребенку пройти несколько простых тестов, чтобы был материал для моделирования профессионального будущего.
После того, как все интересные виды деятельности перечислены, можно переходить к следующему этапу. Расскажите ребенку, что такое профессия. Какие закономерности и правила применяются в этом мире? Расскажите, как личностные качества (такие, как общительность, креативность, амбициозность, разные виды мышления и др.) способствуют развитию карьерного пути. Как и почему эти качества (компетенции) помогают расти и влияют на успешность в профессии? Приводите примеры, на основании собственного опыта и опыта друзей.
Скажем, менеджер по подбору персонала может сказать своему сыну: «В моей профессии важно быть коммуникабельным и стрессоустойчивым, потому что приходится много общаться с людьми, а люди разные, и ситуации у них тоже разные. Поэтому надо быть сдержанным и знать, как наладить контакт с любым человеком».
Вы можете всегда воспользоваться атласом профессий, чтобы у вас появилось больше стимульного материала для обсуждения.
В каком возрасте нужно говорить с ребенком о профессиях? Когда — пора? Учитывая, что профессиональный мир богат и разнообразен, начинать это знакомство следует как можно раньше. Оптимальный возраст — 10-11 лет.
Уже с 5-6 класса можно наблюдать за интересами и склонностями ребенка и фантазировать, где и как это использовать. Важно, чтобы родители фантазировали об этом вместе с ребенком. Можно сходить в один из «городов профессий».
С 8-9 класса необходим более серьезный подход. Здесь будут полезны волонтерские программы для школьников, на которых подросток сможет выбрать направление и пробует себя в нем; участие в соревнованиях профессионального мастерства по стандартам WorldSkillsJunior. Можно найти работу волонтера на время каникул с помощью центров занятости.
Главная цель тут — попробовать себя в тех сферах, которые приглянулись. Чуть глубже погрузиться в профессиональный мир, чтобы сделать осознанный выбор и определиться с образовательной траекторией.
Если к 10-11 классу профессия еще не выбрана, необходим уже экспресс-метод. Времени на подготовку в этом случае остается крайне мало. Полезно ходить на мастер-классы и лекции, которые проводятся при вузах по программе «Университетские субботы». Это позволит познакомиться с практическими навыками по интересующему направлению, увидеть учебное заведение и преподавательский состав.
Если подвести итог всему вышесказанному, правила помощи для родителей в профориентировании таковы:
Помните, разговаривать с ребенком о профессиях никогда не рано. И никогда — не поздно. Вопрос только в том, есть ли у вас время, чтобы спокойно и на должном уровне подготовиться к выбранному пути. И, главное: делайте это вместе с вашим ребенком, а не вместо него.
Автор: Алена Михалева, HR, карьерный консультант, психолог.